(с) Виктор Мараховский
Художественный фильм Ридли Скотта "Исход. Цари и боги", идущий сейчас в отечественном прокате, стоил 140 млн долларов США и с грохотом провалился в своём родном американском прокате (63 млн.). Он, правда, добрал 140 млн по миру, но для того, чтобы окупиться, этого не хватает.
Причина в следующем: фильм не имеет темы и смысла.
У ветхозаветной истории Исхода — при всей её фантастичности, заставляющей воспринимать её строго символически — смысл имелся. Это была история о том, как к египетскому аристократу-изгнаннику, ставшему пастухом, явился в пылающем кусте неведомый ему Бог и принудительно (с полным списком принуждений и угроз можно ознакомиться в первоисточнике) заставил вернуться в Египет и вывести оттуда одну из покорённых народностей. Далее следует ещё много принуждений: после соревнования чудес и, соответственно, божеств (Моисей превращает свой жезл в змея, то же самое делают и египетские жрецы, но змей Моисея оказывается сильнее) наступают крайне жестокие казни. Египтяне принуждаются отпустить евреев, евреи принуждаются обокрасть египтян, после чего следует фантастическое сорокалетнее путешествие на расстояние в пару сотен километров, в ходе которого евреи и народы, с которыми они пересекаются, регулярно подвергаются дополнительным репрессиям за отступничество. В результате ветхозаветный Бог получает народ-инструмент, послушный данным ему заповедям. Если упрощённо, это рассказ об активном вторжении высшей силы в человеческую историю, пропахивающем т.н. "естественное течение событий" поперёк и вопреки всем слабостям, желаниям, склонностям и даже природному гуманизму людей.
читать дальше...Что бросается в глаза, уважаемые читатели. Это у Голливуда явно общая проблема.
Ибо буквально недавно — в минувшем же году — вышел художественный фильм "Ной", как бы тоже по Библии. Там тоже всё было плохо, потому что вместо истории о том, как "всякая плоть извратилась на земле" и Бог решил начать всё сначала с помощью праведного Ноя — была представлена драма про экологию. В картине Д. Аронофски Ной вообще весь фильм сообщает, что хищные и эксплуатирующие природу люди должны погибнуть, чтобы выжили редкие виды крестоцветных, сумчатых и онихофор.
Это говорит нам об одной простой вещи.
Ценности, которые можно назвать библейскими — с Богом в центре и выполняющим божью волю Человечеством — с современными передовыми ценностями Голливуда сочетаются чуть более чем никак. В итоге "библейские" экранизации имеют к библейским идеям и смыслу нулевое отношение, используя Св. Писание исключительно как упаковку.
Более того — происходит дикая имплантация этих передовых ценностей в совершенно не подходящий им библейский миф, что говорит уже об окончательной потере чуйки. Когда Моисей и неуравновешенный мальчик, изображающий Бога, кричат друг на друга, они оба зачем-то апеллируют к тем самым передовым ценностям современного западного мира.
Так мы можем с ужасом дождаться ещё более смелых новаций. Включая введение ценностей выборной демократии в Нагорную проповедь.
Не дай Бог, конечно.
Ценности выборной демократии таки уже рулят. Ведь мистер Скотт, это аффтар "Гладиатора" впихнувший в Рим эпохи Коммода призывы к восстановлению демократии.
А я тут неделю назад на форуме спросил у одного типа православного (а на самом деле общечеловеческого) клоуна, отражены ли в фильме вот эти места из Библии?
Быт.47:20 И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый своё поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
Быт.47:21 И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.
**************************************************************
Исх.12:35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
Исх.12:36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.
***************************************************************
Чис.31:14 И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны,
Чис.31:15 и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин?
Чис.31:16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем;
Чис.31:17 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
kamsha.ru/forum/index.php?topic=17809.45
В ответ раздался визг и писк, но потом пришёл нормальный человек и подтвердил, что таки нет.
Древние евреи были ребята конкретные, и как и все дикие люди вполне себе разделял т.н. готтентотскую мораль. Она собсно и сейчас не отменена как таковая - просто приходит понимание, что шарик маленький и тебе всегда прилетит, надо искать другие способы решения проблемы.
Вырезан безгрешный бизнес Янкеля, который весь такой благостный и несчастнывй, тогда как у Гоголя:
Этот жид был известный Янкель. Он уже очутился тут арендатором и корчмарем; прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои руки, высосал понемногу почти все деньги и сильно означил свое жидовское присутствие в той стране. На расстоянии трех миль во все стороны не оставалось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, выветрился весь край. И если бы десять лет еще пожил там Янкель, то он, вероятно, выветрил бы и все воеводство.
Вырезаны милые шалости казачков, которые за вессь фильм не убивают ни единого некомбатанта, тогда как у Гоголя:
Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, -- словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние долги.
Вырезаны православные иерархи, которые помогли полякам разгромит казаков.
В летописных страницах изображено подробно, как бежали польские гарнизоны из освобождаемых городов; как были перевешаны бессовестные арендаторы-жиды; как слаб был коронный гетьман Николай Потоцкий с многочисленною своею армиею против этой непреодолимой силы; как, разбитый, преследуемый, перетопил он в небольшой речке лучшую часть своего войска; как облегли его в небольшом местечке Полонном грозные козацкие полки и как, приведенный в крайность, польский гетьман клятвенно обещал полное удовлетворение во всем со стороны короля и государственных чинов и возвращение всех прежних прав и преимуществ. Но не такие были козаки, чтобы поддаться на то: знали они уже, что такое польская клятва. И Потоцкий не красовался бы больше на шеститысячном своем аргамаке, привлекая взоры знатных панн и зависть дворянства, не шумел бы на сеймах, задавая роскошные пиры сенаторам, если бы не спасло его находившееся в местечке русское духовенство. Когда вышли навстречу все попы в светлых золотых ризах, неся иконы и кресты, и впереди сам архиерей с крестом в руке и в пастырской митре, преклонили козаки все свои головы и сняли шапки. Никого не уважили бы они на ту пору, ниже' самого короля, но против своей церкви христианской не посмели и уважили свое духовенство. Согласился гетьман вместе с полковниками отпустить Потоцкого, взявши с него клятвенную присягу оставить на свободе все христианские церкви, забыть старую вражду и не наносить никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник не согласился на такой мир. Тот один был Тарас. Вырвал он клок волос из головы своей и вскрикнул:
-- Эй, гетьман и полковники! не сделайте такого бабьего дела! не верьте ляхам: продадут псяюхи!
Когда же полковой писарь подал условие и гетьман приложил свою властную руку, он снял с себя чистый булат, дорогую турецкую саблю из первейшего железа, разломил ее надвое, как трость, и кинул врозь, далеко в разные стороны оба конца, сказав:
-- Прощайте же! Как двум концам сего палаша не соединиться в одно и не составить одной сабли, так и нам, товарищи, больше не видаться на этом свете. Помяните же прощальное мое слово (при сем слове голос его вырос, подымался выше, принял неведомую силу, -- и смутились все от пророческих слов): перед смертным часом своим вы вспомните меня! Думаете, купили спокойствие и мир; думаете, пановать станете? Будете пановать другим панованьем: сдерут с твоей головы, гетьман, кожу, набьют ее гречаною половою, и долго будут видеть ее по всем ярмаркам! Не удержите и вы, паны, голов своих! Пропадете в сырых погребах, замурованные в каменные стены, если вас, как баранов, не сварят всех живыми в котлах!
...Так все и сбылось, как он провещал. Немного времени спустя, после вероломного поступка под Каневом, вздернута была голова гетьмана на кол вместе со многими из первейших сановников.
Так что наши общечеловеки стоят ихних, и наоборот.
Режиссер боялся, что его обвинят в антисемитизме
В антисемитизме за Янкеля, в русофобии за Тараса и в неуважении к православию за архиерея. Зато получил и от государства денюжку, и от церкви орденок. Только фильмец дерьмовым оказался.
Древние евреи были ребята конкретные, и как и все дикие люди вполне себе разделял т.н. готтентотскую мораль.
Только вот книга с этой моралью для них священна до сих пор.
Она собсно и сейчас не отменена как таковая - просто приходит понимание, что шарик маленький и тебе всегда прилетит, надо искать другие способы решения проблемы.
Ни к кому оно не приходит. Как решали при моисеях с фараонами так и решают. Единственный ограничитель - едрёная бомба.
Да нормальный фильм. Особенно на общем фоне. Я б, наверное, по-другому снял - но не я его снимал
И чем он лучше этой хрени про Мойшу?
Про Мойшу пока сам не смотрел, так что ничего сказать не могу
второе не смотрела - но допускаю что та же тема
как апологет голливуда и прочтя псто вот что думаю - голливуд для меня.. такой отдел Матрицы и выдаёт на гора частенько годное для размышлений - Матрица пытаетцо довести до мирян тему, что те прежние сказки это пустышка - если думать что так оно и было как в них написано - поэтому-то как ни пытаются лучшие челы голливуда (тот же Ридли и Аранофски) описать "божий промысел" у них выходит про экологию и другое. Значит пора таки давно уже задвинуть эти сказки на полки и заняться другим