11.04.2015 в 18:46
Пишет Аглая:Пьер Паскаль "Русский дневник. 1916-1918." Очередная мемуарная книга об очередном интересном периоде нашей истории. Очень интересное свидетельство...
Автор, судя по всему, весьма оригинальная личность. Французский интеллектуал, изучавший в университете русский язык и славистику. Именно поэтому в 1916 году его, уже успевшего повоевать на фронтах Первой мировой, руководство подряжает для других целей - его прикомандировывают к французской военной миссии (или как это называется) в России. Текущая обстановка довольно сложная. Все воюющие стороны до предела измотаны, и война зашла в тупик. Собственно, воевать уже никто не хочет (и во Франции в первую очередь - наблюдаются беспорядки среди солдат и гражданского населения). Но и мир заключать тоже. Потому что - охота выгадать себе побольше плюшек. Поэтому значительные усилия должны быть направлены на то, чтобы убедить Россию усилить свое участие и активизироваться на фронтах. Хотя в России (как нам известно) обстановка еще более сложная - страна стоит на пороге революции...
Об этом обо всем автор и пишет в своем дневнике. Записывает свои впечатления от русских и России, сводки военных действий, упоминает о посещении культурных мероприятий и каких именно. Наблюдает происходящие у него на глазах исторические события - февральская революция, октябрьская революция, начало интервенции и гражданской войны... Заметно, как изменяются настроения автора с течением времени. Если вначале это пылкий идеалист, действующий на волне патриотизма (недавно с передовой), больше всего переживающий о ходе военных действий, чтобы война шла до победного и т.д., возмущающийся от хаоса и пофигизма, воцарившихся в армии, то затем все больше и больше нарастает разочарование, горечь - от того, что правительства мировых держав ведут эгоистическую и захватническую политику, не считаясь ни с какими потерями... Он вглядывается в лица горожан на улицах, солдат, крестьян, домохозяек, священников, аристократов, интеллигентов... Проникается симпатией к простому народу и возмущается снобизмом и высокомерием аристократии, буржуазии и интеллигенции, которые буквально сидят на пороховой бочке, но по-прежнему считают себя элитой, способной что-то решать и направлять...
Еще больше возмущения у него вызывает политика собственной страны, которая, на словах высказывая поддержку сначала Временному правительству, потом большевикам, за спиной организует интервенцию и контрреволюционные выступления. Поэтому, когда французская миссия спешно покидает Россию в октябре 1918 - после раскрытия "заговора послов", он решает остаться здесь.
Тут еще надо упомянуть, что автор относится, можно сказать, к категории блаженных. Мало того, что он идеалист и глубоко религиозный человек, так еще увлечен утопической идеей объединения церквей. Поэтому значительная часть дневника посвящена размышлениям на эту тему, автор изучает везде, где только можно, религиозные настроения, быт священнослужителей и паствы. Считает, что социализм (коммунизм) - это идеальное будущее человечества, к которому нужно стремиться, но оно должно строиться в тесном взаимодействии с христианством и на основе христианских идей, а Россия - страна, идеально приспособленная для осуществления именно такого общества, в силу своего исторического и культурного развития.
Позднее, как пишут в википедии, автор разочаровался в большевиках и вернулся из России на родину. Но не надо обольщаться чем-то там - главным образом, его возмутил отход от военного коммунизма и введение НЭПа. Но так или иначе, разочаровался он или нет, но по крайней мере, он не стал править свои старые записи, или писать какие-то смешные покаятельные извинения. Человек с принципами, уважаю.
URL записиАвтор, судя по всему, весьма оригинальная личность. Французский интеллектуал, изучавший в университете русский язык и славистику. Именно поэтому в 1916 году его, уже успевшего повоевать на фронтах Первой мировой, руководство подряжает для других целей - его прикомандировывают к французской военной миссии (или как это называется) в России. Текущая обстановка довольно сложная. Все воюющие стороны до предела измотаны, и война зашла в тупик. Собственно, воевать уже никто не хочет (и во Франции в первую очередь - наблюдаются беспорядки среди солдат и гражданского населения). Но и мир заключать тоже. Потому что - охота выгадать себе побольше плюшек. Поэтому значительные усилия должны быть направлены на то, чтобы убедить Россию усилить свое участие и активизироваться на фронтах. Хотя в России (как нам известно) обстановка еще более сложная - страна стоит на пороге революции...
Об этом обо всем автор и пишет в своем дневнике. Записывает свои впечатления от русских и России, сводки военных действий, упоминает о посещении культурных мероприятий и каких именно. Наблюдает происходящие у него на глазах исторические события - февральская революция, октябрьская революция, начало интервенции и гражданской войны... Заметно, как изменяются настроения автора с течением времени. Если вначале это пылкий идеалист, действующий на волне патриотизма (недавно с передовой), больше всего переживающий о ходе военных действий, чтобы война шла до победного и т.д., возмущающийся от хаоса и пофигизма, воцарившихся в армии, то затем все больше и больше нарастает разочарование, горечь - от того, что правительства мировых держав ведут эгоистическую и захватническую политику, не считаясь ни с какими потерями... Он вглядывается в лица горожан на улицах, солдат, крестьян, домохозяек, священников, аристократов, интеллигентов... Проникается симпатией к простому народу и возмущается снобизмом и высокомерием аристократии, буржуазии и интеллигенции, которые буквально сидят на пороховой бочке, но по-прежнему считают себя элитой, способной что-то решать и направлять...
Еще больше возмущения у него вызывает политика собственной страны, которая, на словах высказывая поддержку сначала Временному правительству, потом большевикам, за спиной организует интервенцию и контрреволюционные выступления. Поэтому, когда французская миссия спешно покидает Россию в октябре 1918 - после раскрытия "заговора послов", он решает остаться здесь.
Тут еще надо упомянуть, что автор относится, можно сказать, к категории блаженных. Мало того, что он идеалист и глубоко религиозный человек, так еще увлечен утопической идеей объединения церквей. Поэтому значительная часть дневника посвящена размышлениям на эту тему, автор изучает везде, где только можно, религиозные настроения, быт священнослужителей и паствы. Считает, что социализм (коммунизм) - это идеальное будущее человечества, к которому нужно стремиться, но оно должно строиться в тесном взаимодействии с христианством и на основе христианских идей, а Россия - страна, идеально приспособленная для осуществления именно такого общества, в силу своего исторического и культурного развития.
Позднее, как пишут в википедии, автор разочаровался в большевиках и вернулся из России на родину. Но не надо обольщаться чем-то там - главным образом, его возмутил отход от военного коммунизма и введение НЭПа. Но так или иначе, разочаровался он или нет, но по крайней мере, он не стал править свои старые записи, или писать какие-то смешные покаятельные извинения. Человек с принципами, уважаю.
11.04.2015 в 19:27
Пишет Аглая:Книжный столик
Пьер Паскаль. "Русский дневник. 1916-1918."
"Предназначение данного берега //крайний север// состоит в том, чтобы оживать, когда Россия претерпевает войну и невзгоды."
"Уроки русского в салоне идут полным ходом, только и слышно: "хорошо", "здравствуйте", - трудные элементы. У авиаторов занятия."
"Рассуждаем о России и трактуем ее как дитя малое: а ведь в этом городе с тысячей жителей нет ни одного кабаре. Сколько их было бы во Франции!"
"В тот же вечер мы должны были сесть на поезд, чтобы добраться до места назначения, Петрограда. Именно тогда я обрел чувство русской бескрайности. Общее впечатление, которое у меня осталось от поездки, следующее: бескрайний лес, где единственная ветка железной дороги всего лишь тоненькая ленточка. Наши французы казались почти испуганными лесом, которому было не видно конца, и спрашивали: "Когда мы доедем?" Проводник, служащий, обязанностью которого было содержание и обслуживание вагона, отвечал: "Я об этом ничего не знаю. Но вы доедете."
"Этот народ понимает самые святые моменты, почему он держится за мелочи?"
"Русский менее нервен, чем мы, потому что он больше уповает на Бога, а стало быть, одновременно больше и надежды, и покорности судьбе."
"Немцы ежедневно проводят с русскими пленными беседы о преимуществах парламентского строя. Лабри узнал об этом из письма. Поскольку немцы, бесспорно, не желают России добра, значит, парламентский строй для них есть зло."
"В сущности русским всегда ставят в упрек то, что они не французы. Мы на все смотрим с точки зрения Франции."
"Капитан восхищен быстротой, с которой русские прокладывают железные и проселочные дороги. Русские делают грандиозные вещи тогда, когда появляется кто-то, знающий, чего он хочет."
читать дальше
URL записиПьер Паскаль. "Русский дневник. 1916-1918."
"Предназначение данного берега //крайний север// состоит в том, чтобы оживать, когда Россия претерпевает войну и невзгоды."
"Уроки русского в салоне идут полным ходом, только и слышно: "хорошо", "здравствуйте", - трудные элементы. У авиаторов занятия."
"Рассуждаем о России и трактуем ее как дитя малое: а ведь в этом городе с тысячей жителей нет ни одного кабаре. Сколько их было бы во Франции!"
"В тот же вечер мы должны были сесть на поезд, чтобы добраться до места назначения, Петрограда. Именно тогда я обрел чувство русской бескрайности. Общее впечатление, которое у меня осталось от поездки, следующее: бескрайний лес, где единственная ветка железной дороги всего лишь тоненькая ленточка. Наши французы казались почти испуганными лесом, которому было не видно конца, и спрашивали: "Когда мы доедем?" Проводник, служащий, обязанностью которого было содержание и обслуживание вагона, отвечал: "Я об этом ничего не знаю. Но вы доедете."
"Этот народ понимает самые святые моменты, почему он держится за мелочи?"
"Русский менее нервен, чем мы, потому что он больше уповает на Бога, а стало быть, одновременно больше и надежды, и покорности судьбе."
"Немцы ежедневно проводят с русскими пленными беседы о преимуществах парламентского строя. Лабри узнал об этом из письма. Поскольку немцы, бесспорно, не желают России добра, значит, парламентский строй для них есть зло."
"В сущности русским всегда ставят в упрек то, что они не французы. Мы на все смотрим с точки зрения Франции."
"Капитан восхищен быстротой, с которой русские прокладывают железные и проселочные дороги. Русские делают грандиозные вещи тогда, когда появляется кто-то, знающий, чего он хочет."
читать дальше